Back to top

Модерация: что, как и зачем?

Модерацией называют структурированный и систематический способ проведения различных совещаний, семинаров и конференций, увеличивающий их эффективность в плане проведения и результативности. Особенность модерации как профессионального инструмента – это специфичный набор технических приемов и методик. Цель модератора – вовлечение в дискуссию всех участников во все этапы работы. Таким образом, обеспечивается максимальное использование опытного, интеллектуального и творческого потенциала группы. Базовыми принципами модерации являются: • системность (одно действие логически сменяется другим); • прозрачность и понятность (исключение давления и манипуляций); • структурированность (точнее – разделение работы на разные части). Технические аспекты, подготовка и проведение модерационной сессии, роль модератора: • визуализация – все идеи можно «пощупать»; • фиксация всех точек зрения (флипчарты, стикеры); • единство понимания каждой позиции – прояснение автором высказывания того, что он имел в виду; • определенная, но в тоже время гибкая повестка дня; • никакой критики к участникам процесса; • модератор обязан внимательно следить за состоянием группы, динамикой процесса; • способы работы должны чередоваться, от индивидуальных к микрогрупповым и макрогрупповым; • споры и конфликты должны фиксироваться визуально и обсуждаться; • выступления каждого из участников не превышают 1 минуты; • перерывы должны быть, но не по плану, а по нужде; • и это далеко не все. Принципы эффективного обсуждения при модерируемой дискуссии: • возможность высказаться до конца, не перебивать; • все вопросы – уместны; • общение открытое и честное; • слушаем, чтобы понять, а не критиковать. Модерация не является: • методом внедрения заранее принятого решения; • тимбилдингом и групповой терапией; • способом наставления группы на «путь истинный»; • попыткой убеждения команд в чем-либо; • универсальным средством принятия решений.