Back to top

О методах тренинга

В одной из ранее опубликованных статей мы говорили об условной классификации тренингов, но сегодня перед нами другая задача: рассказать о методах тренинга. Нами будут кратко охарактеризованы: • деловая игра; • кейс-обучение; • ролевая игра; • групповая дискуссия; • мозговой штурм; • видео-анализ; • фасилитация; • «ледоколы» «Ледоколы», они же игры-разминки – это один из инструментов запуска и контроля групповой динамики. Используется вначале встречи, чтобы люди могли настроиться на рабочую атмосферу и почувствовать себя в безопасности. Некоторые тренеры называют эти игры «регистрацией». Групповая дискуссия – совместное обсуждение и анализ ключевой проблемы. Групповая дискуссия носит либо неструктурированный, либо структурированный характер. В первом случае дискуссия часто принимает неуправляемый вид и распадается на несколько «поддискуссий», хотя хороший тренер, таким образом, выявляет значимые для участников тренинга места. Фасилитация – собственно, управляемая и структурированная дискуссия. По сути – это комплекс мер и методов, направленных на стимуляцию честного и открытого диалога, оптимизацию дискуссии. Фасилитация позволяет взять под контроль групповую динамику и ускорить общий темп работы. Фасилитатор (тренер, работающий с этой методологией) помогает и поддерживает активность участников, приводя группу к взаимоприемлемым и крепким соглашениям. Мозговой штурм – один из методов тренерской работы, который часто используется фасилитаторами. В общих чертах он направлен на стимуляцию творческой активности, вовлечение людей в процесс работы и поиск нестандартных решений. Мозговой штурм является методом с весьма жесткими правилами, однако, это уже отдельный вопрос. Деловая игра – имитация в игре конкретных аспектов профессиональной деятельности или социального взаимодействия. Направлена на развитие социально-психологических умений, но чаще встречается в бизнес-тренингах. Ролевая игра – метод, при котором участники принимают на себя вполне конкретные роли-образы с целью проиграть, найти решение или заново посмотреть на какую-то ситуацию. Видео-анализ – метод, при котором тренер демонстрирует определенные отрывки видеозаписей с целью раскрытия через них, например, положительных и отрицательных сторон определенного типа поведения. Метод кейсов – по сути своей определенная «задачка» с множественными условиями, которую необходимо проанализировать и разработать план ее решения. Решаются кейсы как индивидуально, так и в группе. Ключевая задача этого метода – научиться анализировать различную информацию и использовать ее с целью достижения лучшего из возможных результатов.