Back to top

Сексуальные архетипы нашего времени

Кумченко Сергей Константинович – клинический психолог (МГУ имени М.В. Ломоносова), лектор Секспросвета, исследователь эротологии, истории и психологии сексуальности. XXI век - время высоких технологий, широких возможностей и глобальных амбиций. У нас много дел, владеющий информацией владеет финансовой властью, а символ современности - горящий ночными фонарями Город - среда, глубоко фрустрирующая своей скороспешностью, столпотворённостью и искусственностью (как днём, так и ночью). Архетипы – «прообразы», коллективно-бессознательные сюжеты определённого действия, или коренящиеся в глубинах нашего бессознательного роли, которые принимает бессознательное на психической сцене в спектакле, где осознаваемое Я – главное действующее лицо. Опираясь на труды философов, социологов, сексологов и психологов, высказывавшихся о нашем времени, можно выделить такие архетипы современности, которые непосредственно влияют на наше сексуальное поведение. Наш век называют временем высоких технологий. "Культура и патология" - так называет профессор факультета психологии МГУ Тхостов Александр Шамилевич тему деструктивного влияния девайсов на психические функции человека. Компьютеризация охватывает все сферы современной жизни человека, в том числе - и сексуальность. Виртуальный секс, дающий возможность контролировать во времени безусловный рефлекс сексуальности; виртуальная любовь, мучительная своей бестелесностью, тем не менее, притягательный бич современного молодого поколения; порнозависимость, заменяющая все глубокие человеческие взаимоотношения для пациента; бесконечные сайты знакомств, на которых столь энергоёмкий, трудный и важный человеческий процесс, как знакомство с будущим избранником или избранницей, сужается нажатием кнопок из домашней среды, столь притягательной для современного человека ("Не выходи из комнаты" – этого юнговского лона вожделенного) - всё это есть тренды современного, высокотехнологичного сексуального поведения человека. Образ человека-машины был создан ещё в 1747 году французским просветителем Жульеном Ламетри, но, пожалуй, только сегодня он обрёл подлинную актуальность - в стремлении облегчить рычажками-кнопками свою жизнь, человек XXI века решил избавить себя от мучений любого парного акта - в т.ч. и сексуальности, - вообразив, что он способен контролировать её. Архетип человека-машины довлеет в мотивации современных людей схематизировать в собственной природе сложнейшие процессы жизни - сексуальность и любовь. Необъяснимо Прекрасную алхимию Любви сегодня пытаются ограничить естественнонаучным (якобы, наиболее исчерпывающим) объяснением, что это - всего лишь нейрогуморальное стечение рефлекторных обстоятельств, что, к сожалению, весьма упрощает и саму Любовь, и многие другие ценности человека. Любовь упрощать проистекает из другого определения современности - век информации. Информация - самостоятельное экономическое средство производства, которое в реалиях XXI века стало тенденцией мышления современного человека: не знание, но информацию ищет он, готовый рецепт действовать. "Как соблазнить девушку за пять минут", "Искусство пикапа", "Правила отменного секса" и многие другие тренинги повышения сексуального «скилла» в кратчайшие сроки ныне пользуются большой популярностью. Прекрасно, что они направлены на чувственную, самую главную сферу нашей природы, но ужасно, что разумный компонент отсутствует в таком поверхностном образовании. Информация - аналог экстенсивного познания в противовес интенсивному. Экстенсивное - или вширь, поверхностное, ставящее количество на вершину угла, но не качество. Экстенсивное познание формирует и экстенсивное мировоззрение, а оно именно таково у современного человека, как его назвал бы великий психоаналитик, автор концепции архетипов Карл Густав Юнг, - трикстера-всезнайки, вширь стремящегося охватить все факты этого мира, пусть они и превратятся в когнитивной схеме такого человека в картину разрозненных осколков Знания. Стремление к количественности, к обилию, а также к упомянутому выше всеконтролю - является одним из аспектов другого архетипа современности - сверхчеловека, чьим автором является философ конца XIX века Фридрих Ницше. Всеуспевающий, всемогущественный, всезнающий и всеконтролирующий - таков грандиозный идеал современного человека, больного нарциссическим расстройством личности, по мнению известного русского клинического психолога, профессора факультета психологии МГУ Соколовой Елены Теодоровны. Нарцисс - это архетип первых десятилетий XXI века, как и сверхчеловек. Продолжая данную мысль и распространяя её на сексуальную сферу, мы подчеркнём желание сверхчеловека контролировать в себе сексуальное, из чего вытекают два типа его поведения: мачизм и антисексуальность. Первое - мачизм - поведение мужчины, исходящее из социокультурного требования к нему постоянной эректильной готовности к совокуплению, из обязанности в любой момент по вызову отреагировать эрекцией на необходимость секса. Сегодня для мужчин одной из наиболее частых причин посещения сексолога-психотерапевта является психогенная эректильная дисфункция, причины которой некоторые клинические психологи (например, профессор Зинченко Юрий Петрович, декан факультета психологии МГУ) связывают с непомерными требованиями, возлагаемыми на современного мужчину: быть всегда наготове - как в профессиональном аспекте, так и в сексуальном. Быть всегда первым, инициатором сексуальной близости, с одной стороны, и контролировать свой пыл, не прослыть насильником-агрессором за один лишь чуть более длительный взгляд, с другой, – такая амбивалентность, двузначность социального требования превращает в буриданова осла, и регрессивный образ мужчины-жеребца - кентавра - довлеет в бессознательном современных мужчин и приводит, в итоге, к опустошению и бессилию. Женский вариант мачизма отличается пассивностью подобной фигуры - не инициировать сексуальный акт, но способствовать чужой инициативе. "Возбудим, но не дадим" - девиз такой дивы-русалки: сверху крайне соблазнительной, как сверхженщина, - а снизу совершенно холодной, как рыба. Другая форма Сверхчеловека - это антисексуальность, желание подавить свою сексуальность вопреки её естественности. Надо сказать, что сверхчеловек был создан Ницше в эпоху т.н. викторианской морали, когда всё телесное низводилось до уровня порока и патологии, когда фригидность у женщин была признаком её благоразумия и здоровья, а отсутствие в мужчинах тестостеронной агрессивности и интереса к собственному пенису (с медикамелизированным запретом на мастурбацию) - признаком его хорошего воспитания. Несмотря на победные шествия активистов сексуальной революции 1960-70-х годов, викторианская мораль ещё существует в сознании и методах воспитания некоторых людей, и, к сожалению, в России такое положение дел ярче всех в сравнении с остальными странами Европы. Телесно-сексуальное самоотречение с комплексом вечной девственницы или чёрного монаха - таково требование двух сексуальных архетипов современного человека. Между тем, выделение патологических аспектов в структуре психики современности не является единственным родом занятий клинических психологов, и посему мы отметим одно из самых главных сохранных звеньев, ресурсных компонентов, зоны роста XXI века: его называют также веком психологизма, или Эрой Водолея, где последнее его имя подчёркивает направленность во внутреннюю жизнь природы вещей и человека, а также своеобразную эклектичность современных людей в стремлении возобновить гармонию между Душой и Телом. Интерес академической и прикладной науки и общества к психологии, её разностороннее развитие сегодня, к восточным практикам, к различным формам расширения сознания с целью достижения просветления, а также сам факт развития в XXI веке мировоззренческой позиции Нью-эйдж, объединяющей вышесказанное, - доказывает наличие интроспективно-интегративных тенденций в современном обществе. Стремлением к гармонии, личностному здоровью, психологическому благополучию, Возрождению - характеризуется архетип Водолея, воплощающего гуманистическое, творческое, психологическое начало в человеке. Но нужно сильно постараться, дабы стать учеником школы Возрождения: простого интереса к психологии недостаточно. Необходимо свершать сверх-усилия, как сказала бы профессор факультета психологии МГУ Спиваковская Алла Семёновна, - не просто стараться, а сверх-стараться, дабы отвоевать у собственной гомеостатически сопротивляющейся природы, в корне бессознательной и иррациональной, - частицы осознания и обрести подлинное счастье, скинув оковы тайно руководящих прообразов. Архетип - тёмная субстанция коллективного бессознательного. Бессознательное - это Тьма: завораживающая, прекрасная и смертельная одновременно; глубокая, как океан Мудрости, обезжизнивающая, как сон, который, как известно, является "королевской дорогой в Бессознательное". Чтобы обрести психологическое здоровье, необходимо осветить в себе тьму, осознать автоматизирующие нас комплексы, архетипы и взять под собственный осознанный контроль их воздействие на нашу жизнь, обратив их разрушительность в благотворчество. Узнать о таких автоматизирующих наше поведение архетипах - значит, совершить первый шаг на пути к обретению подлинного Себя.